Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 109.58 116.14

Пренебрежение к пожилым людям — где оно рождается и как его победить

Пренебрежение к пожилым людям — где оно рождается и как его победить
Человек нуждается во внимании и уважении — это его базовая потребность, заложенная цивилизацией. Она не зависит ни от социального положения, ни от возраста и растет с годами, особенно если человек ограничен в своих возможностях. Уважение к старикам становится одним из главных трендов системы социальной помощи. В госпрограммы вносятся стратегии развитияПоказать ещё соответственных служб, при МВД создается направление, курирующее случаи жестокого отношения к пожилым людям.
В связи с ростом интереса к данной теме Российский геронтологический научно-клинический центр Минздрава России запустил интернет-проект «Дорогие мои старики», на страницах которого поднимаются вопросы бережного отношения к пожилым людям, осмысливаются истоки пренебрежения к старикам, негатива родственников, медицинских и социальных служб. Эти вопросы обсуждались на симпозиуме с одноименным названием, прошедшем в рамках V Всероссийский форума «Россия – территория заботы».

Отеческая назойливость
По мнению семейного психолога Ирины Обуховой, агрессия со стороны членов семьи, особенно детей, нередко является следствием неуместной старческой назидательности. Пожилые отцы и матери пытаются доминировать, что вызывает отторжение — отголосок подростковых протестов против диктата родителей. Причина демонстративного поведения стариков — отсутствие смысловой значимости существования и непонимание своей роли в семье.

«Проблема старого человека в том, что ментально он воспринимает себя таким же, как десятки лет назад, и по умолчанию претендует на привычный статус в семейной иерархии, — пояснила Обухова. — Роли меняются, дети вырастают, занимают доминирующее положение, однако бывший глава семьи продолжает поучать. Дети любого возраста, тем боле взрослые, воспринимают родительские замечания, как утверждение их «неправильности», что вызывает внутренний протест. Родитель может дать самый обычный совет, но привычная «детская» реакция порождает неадекватный взрыв. Пожилой человек хочет быть полезным, но его советы не принимают, он становится обидчив и раним, как ребенок. Если роли в семье не распределены, конфликт неминуем».

Внимание к старикам, пояснила психолог, прежде всего проявляется в умении принимать помощь, которую они пытаются оказать. Это требует усилий, поэтому членам семьи следует внимательно заняться состоянием своей нервной системы и даже при необходимости обратиться к психологу, чтобы проработать вопрос принятия старого человека и понимания его запросов. Без такой работы любые попытки социализировать старых людей будут бессмысленными.

К старости готовимся заранее
Большая проблема пожилого человека, пояснила Ирина Обухова, — страхи, которые начинают одолевать после 65 лет. Главные из них — страх смерти и немощи. Противодействовать им самостоятельно пожилые люди не могут, поэтому стараются укрыться от тревожности с помощью детей, удерживая их рядом с собой. Основной механизм манипулирования — шантаж собственной немощью и возможной смертью. Пожилые часто говорят о близком уходе — это своеобразное заигрывание со страхами, которыми они мучают и себя, и близких. В результате человек выбирает ожидание смерти в качестве смысла жизни. Профилактика такого состояния может проводиться через социализацию и направленную работу с психологом. Как правило, страх смерти и страх жизни связаны между собой — обе эти фобии можно победить, только заняв активную жизненную позицию.

Именно на социализацию и восстановление здоровья пенсионеров направлена деятельность Ассоциации активных пенсионеров, основанной в 2020 году. Как рассказала президент ассоциации Дарья Вязьмикина, особое внимание в работе с пожилыми людьми уделяется здоровому питанию, без которого невозможна нормальная жизнь пожилого человека, и работе с психологами: пенсионер учится относиться к себе с должным уважением, адекватно оценивать свои социальные возможности (в обычной жизни это получается с большим трудом). В проекте участвуют более 20 тысяч людей старшего поколения из 83 регионов.

«Как показывает обратная связь, — добавила Вязьмикина, — у людей, принимающих активное участие в работе ассоциации, на 70 % снижается уровень сахара, заметно падает холестерин, нормализуются показатели здоровья. Но главное, они выходят на улицу, начинают общаться, учатся покидать свои комнаты, вливаться в социум и видеть жизнь».

Уход от жизни — болезнь
Согласно результатам исследований, проведенных американскими врачами, болезнью Альцгеймера, как правило, страдают люди, крайне недовольные пройденной жизнью. По мнению исследователей, болезнь Альцгеймера — способ избавиться от осознания неудавшейся судьбы. Работы Российского геронтологического научно-клинического центра также связывают проявления деменции с возможностью ухода через слабоумие от неприятной реальности и необходимости принимать болезненные решения.

«Отключить» себя от страха смерти и страха разрушенных иллюзий можно, уйдя в коллапс собственного сознания, например в депрессию, — пояснила Ирина Обухова, — но намного полезнее выйти на общение с человеком, способным сочувственно выслушать и успокоить. По терапевтическому эффекту на здоровье пожилого человека появление собеседника (или даже целого круга общения) сравнимо с отказом от курения. Здесь большая роль отводится социальным работникам и родственникам пенсионеров, которым следует учиться воспринимать старого человека, не как безличный объект «заботы и профилактики», а как индивидуальность, со своими эмоциями и запросами. Старики, как дети, остро чувствуют отношение — обмануть их невозможно, но они благодарно откликаются на искренность и уважение. Если относиться к ним по-другому, контакта не будет».

Фатальные ошибки социальной помощи
Чтобы глубже изучить феномен одиночества пожилых людей, российские исследователи провели телефонный опрос, охвативший около полутора тысяч респондентов разных возрастов. С его результатами участников симпозиума познакомил Директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин.

По словам социолога, опрос подтвердил ошибочность двух тезисов, коих придерживаются социальные службы.

Человек в окружении других людей не может быть одиноким.
Согласно опросам, наличие людей вокруг пожилого человека не только не избавляет от чувства одиночества, но нередко усугубляет его — пенсионеру нужно личное пространстве, где можно «выключиться» из социальных транзакций (так называемое «позитивное одиночество»). Необходимость постоянно находиться «на людях», отсутствие тишины и возможности собраться с мыслями заканчивается депрессией. «Если у старика нет своего угла, — пояснил Рогозин, — он уходит в позицию «кресло у телевизора», только чтобы иметь минимальную зону комфорта. Это еще более усиливает чувство одиночества. Самые одинокие люди живут в домах престарелых».

Сначала надо предоставить пожилому человеку кров, одежду и еду. Эмпатию в общении можно отложить на «потом».
Неправильна расстановка приоритетов — огромная ошибка. Физиологические потребности не являются необходимой базой для эмоциональных проявлений, это параллельные процессы. Если социальная защита ограничивается медикаментами и питанием, не сопровождая их проявлением человеческой любви, то базовые потребности принесут вред. Согласно мировой статистике суицид в старческих возрастных группах распространен так же сильно, как и в подростковом возрасте. И не потому, что люди голодны или у них нет крыши над головой, — они не понимают, зачем живут.

Непрерывное обучение и активное долголетие
С выходом на пенсию человек получает свободу, но не знает, что с ней делать — он не приучен к самомотивации. На пенсионера начинает давить груз ненужности — эхо эйджизма (дискриминации по возрасту), который еще лет 10-15 назад был обычным явлением при найме на работу. Он так и не исчез, трансформировавшись в «самоэйджизм». Пожилые люди начинают считать себя недостойными участия в социальной жизни общества.

Один из наиболее эффективных методов возвращения людям уверенности в жизни — непрерывное профессиональное образование. К сожалению, эта сфера до сих пор подвержена агрессивному эйджизму: как правило, обучение ограничивается возрастным порогом и предоставляется только студентам и людям средних лет. Декларация возрастных запретов гасит энтузиазм, пенсионер уже не видит смысла в обучении.

Между тем результаты исследования субъективного благополучия стариков доказывают — тот, кто обучается независимо от возраста, находит смысл жизни в самом процессе обучения, как бы парадоксально это ни звучало.

«Пожилому человеку надо идти навстречу, уважать его желание учиться, что бы он ни изучал, французский язык или хирургию, — сказал Рогожин в заключение. — В свою очередь, пенсионерам следует учиться, не задумываясь о цели обучения. Учеба — это интеллектуальная физкультура. Как и тренировка мышц, она начинается «через силу», а потом упражнения становятся ежедневной необходимостью. Умственные занятия и учеба — лучшая профилактика деменции. Ни одна таблетка не будет так эффективна, как собственные усилия над собой. Наконец, саморазвитие является основой активной жизненной позиции, и это, может быть, лучшая мотивация для пожилого человека, который намерен победить самоэйджизм самодисциплиной».

768

Оставить сообщение: